Газобаллонное оборудование (ГБО): за и против

Если говорить о массовых «народных» автомобилях и их владельцах, то рано или поздно наступает момент, когда этот самый владелец начинает задумываться о переходе на питание своего авто газом. Во всяком случае, интересуется возможностью установки, плюсами и минусами, стоимостью ГБО и так далее. Первые газовые установки стали появляться еще в 80-е года прошлого столетия. Это были пропановые установки первого поколения. И тут же стали обрастать мифами и легендами. Мол, и машины взрываются (или горят) из-за газа, и расход огромный, и колоссальная потеря мощности.

Откуда «ноги растут» у этих баек теперь понятно. Горючее безбожно воровали. Каждый водитель, работающий на госавтотранспорте (в первую очередь, на машинах с бензиновым двигателем) возил с собой шланг для «приватизации» n-ного количества бензина. А как воровать газ еще не знали. Кроме этого, наш народ просто обожает раздувать сенсации на ровном месте. Так и рождались «страшные истории» о машинах на газу.

На самом деле в то время не было качественных газовых установок. Далее: ГБО производства Белоруссии или установки, изготавливаемые в Рязани, были (да и остаются) не ахти какого качества. Ну, а о ГБО под метан тогда вообще не слышали. Отсюда и травление газа, и увеличенный расход, а скорее - просто потеря газа. Специалистов хороших по обслуживанию ГБО просто не было. Настройка аппарата на оптимальную работу на обычном карбюраторном двигателе становилась проблемой.

На сегодняшний день устаревшим ГБО практически никто не пользуется, на смену им пришли установки итальянского производства, качественные и экономичные.

Конечно, есть люди, которых ввиду социального положения, расход топлива и его стоимость вообще не интересует. Но сейчас разговор идет не о них. Ибо установка на авто ГБО в первую очередь производится из экономических соображений.

Для среднестатистического россиянина ежедневные затраты на бензин в конечном итоге выливаются в ощутимую сумму. Используя ГБО, можно существенно экономить. Разница между бензином и пропаном в цене приблизительно в половину (если брать бензин не ниже 92-го). Стоимость ГБО в среднем колеблется от 20 до 30 тысяч рублей. Для старых карбюраторных двигателей дешевле - от 10 000 рублей. Будем считать стоимость в 20 000 рублей. Экономия на пропане составит приблизительно 1000-1100 рублей на каждую тысячу километров пробега. Выходит, что установка окупится за 20 тысяч пробега. Дальше стоит вопрос: как часто и как много вы ездите на своем автомобиле? Если вы - таксист или водитель Газели, то да - это ваш путь. А если ездите на работу по 20-40 км. в день, да изредка - на дачу, то тогда стоит подумать.

Схема ГБО

В отношении безопасности газобаллонного оборудования.

Современные газовые установки, предназначенные для пропана, максимально безопасны. Баллоны очень прочны, а давление сжиженного газа не велико. Разрыв магистрали не критичен - в этом случае сработает «скоростник» и ничего страшнее ремонта вам не грозит. Уже доказано, что качественное ГБО, правильно установленное и регулярно обслуживаемое безопаснее бензиновой системы автомобиля.

Падение мощности.

Падение мощности при использовании пропанового ГБО не происходит. Вернее, оно возможно, если оборудование неправильно отрегулировано. Точнее сказать, зажата подача газа. Ваш двигатель просто на голодном пайке. При нормальном расходе газа (от 1:1 до 1:1.15 по отношению к бензину) никакого падения мощности не происходит. Ведь у газа октановое число около 98!

Место в багажнике.

Увы, да. Баллон занимает приличное пространство. С этим ничего сделать нельзя. Хотя ваше свободное пространство можно оптимизировать. Многие устанавливают ГБО с баллоном «ракушкой», устанавливаемым на штатное место запаски. А в качестве запаски возят тоненькую «докатку», занимающую намного места. Конечно, у «ракушки» не очень большой объем, но газовых заправок в настоящее время так много, что вы не очень то рискуете остаться без топлива. Кроме этого, ваш бензобак никуда не делся. Всегда есть возможность переключиться на бензин.

Что касается метановых установок.

В принципе, вопрос остается открытым. О выгодности или несостоятельности метанового ГБО спорят уже очень давно. Многие говорят, что сухой газ вреден для двигателя. Иные сетуют на габариты баллонов и их вес. Но главной же причиной неприятия метанового ГБО стала стоимость такой установки. Она как минимум вдвое больше. Естественно, метан дешевле. Но метановых автозаправок намного меньше, чем пропановых. Вот и получается, что вопрос выбора: метан или пропан очень индивидуален. Кроме того, не стоит забывать, что давление в баллоне с метаном - 250 атмосфер, что не лучшим образом отражается на безопасности автомобиля.

Но и здесь есть что возразить! Вред метана для двигателя не доказан, хотя и не опровергнут. Да, время горения газа больше, нежели время горения бензина. Поэтому, теоретически, могут прогорать выпускные клапана. Но, для этого и существует регулировка опережения зажигания. При правильно отрегулированном зажигании ничего прогорать не будет. В отношении безопасности: прочность метановых баллонов так велика, что если ДТП приведет к их разрушению, то, увы - водителю и пассажирам авто будет уже все равно. Цинично? Пусть, но это - факт.

Единственное, что остается неизменно неприятным при использовании в качестве топлива метана - это потеря мощности и разгонной динамики. Но тут уж приходится выбирать: или полный драйв, или экономия. Делайте свой выбор!

Источник: Carsinrus.ru