Встать на скользкий путь
Любой автовладелец знает – как только столбик термометра стремится к нулю, пора менять летнюю резину на зимнюю. В нашей стране это особенно актуально: качество отечественных дорог, помноженное на непредсказуемость погодных условий, превращает любую поездку в экстремальное путешествие.
По мере приближения зимы утверждение о том, что у природы нет плохой погоды, готов опровергнуть, пожалуй, любой автомобилист. И это вполне понятно: обильные осадки и постоянные колебания температуры приводят к гололедице, что становится полной неожиданностью для многих водителей. В этой ситуации избежать возможных форс-мажоров, по мнению производителей шин, можно, помня о правиле «семи градусов». А это значит, что, как только симпатичная ведущая прогноза погоды сообщает о том, что дневная температура воздуха скоро снизится до этой отметки, пора отправляться на шиномонтаж – в таких условиях дорожное покрытие за ночь, скорее всего, успеет покрыться еле заметной, но довольно коварной ледяной коркой.
С шипами или без?
Впрочем, для тех, кто еще не очень хорошо разбирается в зимней резине, на первый план выходит вопрос ни «когда?», а «во что?» переобувать своего железного коня. И здесь все зависит от условий эксплуатации машины. Если речь идет о городе, где дороги посыпают солью, редкий снег то и дело сменяется дождем, то имеет смысл «обуть» автомобиль в нешипованные зимние шины. Если же ездить в основном приходится за городом, то здесь лучше выбрать шипованные колеса, которые на обледенелых дорожных покрытиях просто незаменимы. Они же подойдут для тех, кто в буквальном смысле действует по принципу «тише едешь, дальше будешь» и не хочет рисковать на скользкой дороге в случае гололеда или наконец-то выпавшего снега. Однако шипованная шина из-за изнашивания и потери шипов на следующий сезон может продемонстрировать заметно худшие «зимние» качества, в отличие от нешипованных аналогов, которые сохраняют начальные характеристики от зимы к зиме.
При этом для автовладельцев с небольшим стажем все же лучше остановить свой выбор на шипах, которые сделают первый зимний для них сезон более безопасным. Вообще же, шипованные шины – самое эффективное оружие против дороги, покрытой льдом и укатанным снегом. На льду эти шины наиболее эффективны при температурах от 0 градусов до минус 25. Также шипам пока нет альтернативы, когда поверхность дороги покрыта пленкой воды, за которой скрыт подтаявший лед: именно шипы обеспечивают в такой ситуации наиболее короткий тормозной путь».
Но все же в последнее время все больше автолюбителей, живущих в крупных городах, склонны отказываться от шипов, выбирая нешипованные или, как их еще называют специалисты, фрикционные шины, которые способны работать при температурах до 50 градусов мороза. Такая резина тише и комфортнее, кроме того, она обладает более высоким ресурсом и дает водителю возможность, не дожидаясь первого снега, переходить на зимние шины.
Однако считать такую резину панацеей от капризов погоды все же не стоит. «Из-за отсутствия шипов характеристики сцепления на льду у нешипованных шин в наиболее типичном зимнем температурном диапазоне от 0 градусов до минус 25 ниже, чем у шипованной шины, – поясняет г-н Файзулин. – Но стоит отметить, что, начиная с морозов ниже 25 градусов, сцепление у нешипованных шин становится лучше, чем у шипованных, так как лед становится очень крепким и, главное, сухим. Шипы не могут эффективно в него «вгрызаться», и большее значение при сцеплении начинает играть резиновая смесь в пятне контакта».
Внимание на рисунок
Четыре пятна контакта размером с ладонь – вот что, по сути, связывает автомобиль с дорогой. И если для летних условий этого вполне достаточно, то зимой от качества сцепления зависит очень многое. Поэтому, выбирая зимнюю резину, особое внимание стоит обратить на рисунок протектора. Причем автомеханики предупреждают, что идеальный вариант из множества имеющихся на рынке моделей найти вряд ли удастся. Поэтому любой выбор можно смело считать компромиссом. Это происходит потому, что на разном покрытии колеса должны выполнять разные, причем подчас взаимоисключающие функции. Поэтому, покупая резину, «специализирующуюся» на езде по промерзшему асфальту или слякоти, необходимо помнить, что на другом покрытии она может подвести.
На сегодняшний день производителями разработано четыре вида зимнего рисунка протекторов. Первый из них считается внедорожным и состоит из отдельно стоящих элементов в виде ромбиков и кубиков, высота которых может достигать одного сантиметра. Такие шины хороши для преодоления сугробов и езды по снегу. Они неплохо показывают себя и в слякоть. Однако быстрая езда в морозный день на сухом асфальте – явно не их конек.
Для хорошо очищенных трасс подходит скоростная резина со спортивным рисунком с заниженной высотой элементов. С такими покрышками можно спокойно гонять в свое удовольствие, однако любой мало-мальский сугроб или гололедица заставят водителя пережить немало неприятных минут. Что же касается каши из подтаявшего снега и реагентов, то здесь проблем с управлением, скорее всего, не будет.
Золотая середина между этими двумя вариантами – проверенная временем классика. Такие шины со стандартными характеристиками и такой же высотой элементов рисунка не покажут класса ни на заснеженных просторах, ни на скользкой дороге. Они с переменным успехом справятся с традиционными зимними препятствиями, однако максимально комфортную езду обеспечат лишь на асфальте. Так что этот вариант подойдет для тех, кто никуда не спешит и предпочитает безопасную езду.
Улучшенным вариантом классической резины считаются покрышки с ассиметричным рисунком. В них шина продольно разделена на две части, которые выполняют разные функции, так что по факту такие модели можно назвать универсальными. На деле же и здесь чуда ждать не приходится: половинчатые меры дают соответствующий результат. Так что главным достоинством такой резины можно назвать универсальность, притом ярко выраженных преимуществ здесь нет.
Камера на хранение
Правильное хранение летних шин – немаловажный этап подготовки к зиме. Эту услугу предлагают многие шиномонтажные и сервисные центры, которые за отдельную плату готовы не только найти для летней резины местечко на теплом складе, но и предварительно ее осмотреть и почистить. Впрочем, не менее качественно это можно сделать и в домашних условиях. В первую очередь необходимо проверить шины на наличие трещин на протекторе и боковинах, которые обычно появляются из-за взаимодействия с острыми предметами и камнями. Затем на шины стоит нанести маркировку, соответствующую их положению на автомобиле, чтобы весной поменять местами передние и задние колеса. Такая мера способствует равномерному износу резины. Давление в шинах (если они остаются на дисках) необходимо увеличить на 0,2 бара и перед тем как отправить их на хранение, дать испариться оставшейся на них влаге. Не стоит забывать, что колеса с дисками хранятся горизонтально, а отдельно от них – вертикально.
Источник: www.newizv.ru